«Гхеранда Самхита» является одним из трех важных текстов по классической хатха-йоге, наряду с «Хатха-йога прадипика» и «Шива-самхита». Трактат был написан на санскрите в конце XVII века и считается наиболее полным из трех текстов.
Что такое «Гхеранда Самхита»
Эта книга считается своего рода энциклопедией. В начале трактата Чанда просит автора рассказать ему о йоге тела, которая является способом познания Высшей Реальности. Благодаря его согласию книга и получила такое название. Название трактата переводится как «Сборник [стихов] Гхеранды». Именно он считается автором этой книги.
Вам будет интересно:"Туммо" - практика тибетской йоги. Описание техники и ее особенности
Она отличается от других книг по хатха-йоге. Во-первых, автор «Гхеранда Самхита» использует название «гхата-йога» или «гхатастха йога», а не хатха йога. Обычный смысл слова «гхата» - это «горшок», но здесь это относится к телу, или, скорее, человеку, так как методы, преподаваемые автором, работают как для тела, так и для ума. Во-вторых, уникальность заключается в представленном здесь пути к совершенству личности, состоящем из семи шагов. В некоторой степени тексты хатха-йоги повторяют классическое описание Патанджали Йоги, но есть многочисленные другие вариации.
Вам будет интересно:Йога перед сном для начинающих: асаны для глубокого расслабления
Например, в «Хатха йога Прадипика» четыре главы соответствуют четырем ее этапам, в то время как «Горакша Самхита», повторяя несколько более ранних тантрических текстов, описывает свою йогу как шесть этапов.
Структура
Семь глав наставлений «Гхеранда Самхита» соответствуют такому же числу средств совершенствования человека. Каждая из них предлагает группу техник, которые при освоении приведут к одному из семи средств, перечисленных в стихе 1.9.
Первая глава описывает шесть типов методов чистки. Это первое средство, с помощью которого человек может достичь совершенства. Вторая глава описывает тридцать две асаны, посредством которых достигается сила, это второе средство. В третьей части Гхеранда представляет двадцать пять мудр, которые приводят к устойчивости. Это считается третьим средством. Четвертая глава описывает пять техник для пратьяхары (техники отвлечения чувств от объектов), которая приносит спокойствие и является четвертым средством достижения совершенства.
Пятая часть «Гхеранда Самхита» начинается с инструкций о том, где йог должен жить, что он (или она) должен есть, и в какое время года должна начинаться йогическая практика. Затем автор перечисляет десять видов пранаямы (управление жизненной энергией), практики, которая приводит к легкости, и является пятым методом. Шестая глава описывает три типа дхьяны (созерцания), используя которые йог может достичь осознания себя (шестое средство).
Наконец, в седьмой главе Гхеранда описывает шесть типов самадхи (состояния, которое достигается посредством медитации), которые ведут к абстракции. Это последнее средство совершенствования человека.
Особенности
Как и другие исходные тексты хатха-йоги, «Гхеранда Самхита» не представляет Яму и Нияму, ограничения и соблюдение, составляющие первые две ступени классической йоги. Трактат уникален тем, что посвящает целую главу очищению организма и описывает соответствующие практики.
Содержание
Главы об асанах и мудрах также не имеют аналогов по количеству представленных практик. При этом разница между асанами и мудрами не проясняется. В первой главе говорится, что асаны приводят к силе, а мудры к устойчивости. В других текстах тем не менее говорят, что целью мудр является пробуждение кундалини. Еще один уникальный аспект этой книги заключается в ее изложении глав о пратьяхаре и пранаяме.
В классической системе последние шесть ступеней расположены последовательно, обеспечивая более тонкий переход от физического мира к ментальному. Пранаяма, конечно, более физическая практика, чем тьяхара, но здесь говорится, что пранаяма Бхрамари ведет к самадхи; действительно, это одна из шести разновидностей Раджа Йоги или Самадхи, представленная в последней главе. Это может объяснить положение главы о пранаяме. Большая часть остальных глав похожа на другие тексты, кроме обучения мантре Аджапа Гаятри.
Глава о дхьяне учит трем последовательным тонким визуализациям, начиная с грубой дхьяны гуру йоги на прекрасном острове, за которой следует визуализация света между бровями и визуализация кундалини.
В заключительной главе Геранда учит шести совершенно другим способам самадхи. Три мудры, шамбхави, кхечари и йони ведут к трем типы самадхи: дхьяна, блаженство через расу («вкус» или «ощущение») и лайа (впитывание в Высшую Реальность с помощью подъема Кундалини вверх по сушумне или центральному каналу).
О создателе
К сожалению, ничего не известно о Гхеранде и Чанде. Имя автора трактата не встречается больше нигде на санскрите. Как и многие другие тексты по хатха-йоге, книга оформлена как диалог. Таким образом, предполагается, что он был подслушан, а потом записал. Поэтому личность автора (или кто бы ни подслушивал Гхеранду) не раскрывается.
Полное имя его собеседника, Чандакапали, означает «Несущий череп», эпитет капали, «носителей черепов». Это, скорее всего, указывает на секту капаликов, последователей Шивы. Капали и Капалика упоминаются как прошлые мастера хатха-йоги в списке, приведенном в стихах 1.4-8 Хатха Йоги Прадипика.
История написания
Также, как нет сведений об авторе, отсутствуют записи о месте и дате написания текста, но есть признаки того, что это относительно поздняя работа по хатха-йоге, появившаяся в северо-восточной Индии.
Большинство ее рукописей находятся на севере и к востоку от Индии, а самая старая копия была сделана в Бенгалии в 1802 г. При этом сам трактат никогда не упоминался средневековыми комментаторами в их работах по хатха йоге. Доктринальные разногласия также отличают его от остальной части корпуса хатха йоги. Тантрические влияния были значительно смягчены. Одно из самых ранних печатных изданий книги относится к 1915 году. Перевод «Гхеранда Самхита» на русский язык впервые был сделан в 90-х года ХХ века.
Влияние и истоки
Автор приписывает учения хатха-йоги Шиве, но стихи 5.77 и 7.18 предполагают, что он был преданным последователем Вишну. Кроме того, несколько стихов указывают, что текст был скомпилирован ведантином, а в ранних текстах хатха-йоги не было обнаружено никаких следов Веданты. Их доктринальные рамки были тантрическими. Ведантическое влияние в тексте объясняется тем, что она в восемнадцатом веке стала доминирующей идеологией. В это время были составлены новые Упанишады и переписаны некоторые старые.
Неизвестный компилятор (-ы) использовали стихи из устоявшихся работ по хатха-йоге для создания новых текстов. На основании всего вышеизложенного, а также с учетом отсутствия цитат из этого трактата в XVII веке, комментарии и местонахождение большинства его рукописей в Бенгалии, предполагается, что текст «Гхеранда Самхита» был составлен в Бенгалии около 1700 года.
Также отмечается, что некоторые стихи были заимствованы из других работ, в частности «Хатха йога Прадипика» и «Горакша Самхита». В частности, раздел о пяти элементах визуализации в стихах 3.59-63 явно был заимствован непосредственно из второго трактата, однако некоторые стихи переписаны непоследовательно и неграмотно. В «Горакша Самхите» каждый элемент имеет цвет, форму, местоположение в теле и мантру, но эти сведения путаются и опускаются в «Гхеранда Самхита».
Например, в стихе 3.62 элемент ветра называется черный, дымный и белый, в то время как в «Горакша Самхите» он просто черный. Практически все рукописи «Гхеранда Самхита» представляют собой столь же бессвязное описание дхараны. Все это удивительно и указывает на два возможных сценария. Либо оба трактата происходят от одной рукописи, либо компилятор «Гхеранды» использовал рукопись «Горакши для написания текста.